Направление подготовки бакалавров «Системный анализ и управление»

Программа «Системный анализ и управление жизненным циклом сложных систем»

Кафедра осуществляет подготовку и выпуск бакалавров по программе «Системный анализ и управление жизненным циклом сложных систем» в рамках направления «Системный анализ и управление». Основные профильные дисциплины кафедры – системная инженерия и коллективные методы исследования проблемных ситуаций.

Преимущество кафедры:
В то время как инженерная деятельность в большинстве университетов России рассматривается как технологическая деятельность, а мировой опыт свидетельствует, что инженера стоит готовить не только к технической, но и к управленческой области деятельности, в учебном плане и в образовательных траекториях студентов кафедры в большом объеме присутствует управленческая подготовка.

http://kaf82.mephi.ru/img/engineering_work.jpg

Основными объектами работы выпускников кафедры являются сложные социо-технические системы. Сложность создаваемых систем была и остается основной проблемой системной инженерии. При этом, если в середине прошлого века сложной системой считалась система теле-радиолокационной навигации, то сложность современных систем повысилась настолько, что в их структуре такая система находится на четвертом, а то и на пятом уровне декомпозиции.

http://kaf82.mephi.ru/img/complex_systems.png

В 1965 году А. Холл впервые описал методологию системной инженерии, определив её, как организованную творческую технологию и выделив в качестве основы системной инженерии три положения:

1. Системная инженерия многоаспектна, и этот факт должен быть обязательно отражен при определении её предмета.

2. В основу деятельности системного инженера должно быть положено понимание, что целью всего процесса системной инженерии является оптимальное проведение функциональных границ между человеческими интересами, системой и её окружением. В самом же окружении выделяются три главных составных части:

– Физическое и техническое окружение

– Деловое и экономическое окружение

– Социальное окружение

3. Системная инженерия уделяет первостепенное внимание исследованию потребностей, в основе которого должно лежать использование передовых экономических теорий, учет потребностей рынка и возможность изменения этих потребностей как сейчас, так и в будущем

http://kaf82.mephi.ru/img/book_holl.png

Основной положительный эффект от системной инженерии – удешевление ЖЦ проекта и минимизация риска негативного воздействия неправильных решений.

http://kaf82.mephi.ru/img/se_profit.jpg

Методический материал современной системной инженерии представлен в большом количестве периодических изданий и книг.

http://kaf82.mephi.ru/img/books_and_journals.jpg

Архитектура образовательной программы на кафедре №82 включает в себя в качестве базовой части SEBoK, PMBoK, теорию систем, введение в информационное управление и основы системной инженерии.

http://kaf82.mephi.ru/img/program_arch.jpg

С учетом рекомендаций международного консорциума системных инженеров INCOSE и европейской e-competency framework в компетентностную модель выпускника добавлены следующие компетенции:

- способность к видению целого при наличии множества деталей и к объединению различных заинтересованных сторон для достижения главной цели;

- способность к учету последствий управленческих и инженерно-технических решений с позиций социальной ответственности

- способность действовать в международной, междисциплинарной, мультикультурной среде в распределенном режиме с применением средств коллективной работы

- способность к использованию системного и процессного подходов при описании архитектуры и особенностей функционирования сложных организационно-технических систем

- способность к выбору и адаптации процессов жизненного цикла, необходимых организации

- способность к постановке задачи управления ЖЦ сложных организационно-технических систем

и другие.

Ниже представлена типовая образовательная траектория системного инженера.

http://kaf82.mephi.ru/img/trajectory.jpg

Профессия системного инженера

Основные функции выпускника кафедры как системного инженера:

– Выявление потребностей заказчиков

– Определение миссии и целей разрабатываемой системы, составление требований к разрабатываемой системе

– Поддержка процессов жизненного цикла создаваемой системы

– Постановка задач команде разработчиков: архитектору, проектировщику, программистам, тестерам, интеграторам

При этом на выходе из бакалавриата согласно мировому опыту выпускник должен демонстрировать следующие умения:

– Способность заниматься практической деятельностью хотя бы в одной области

– Умение применять методологию системной инженерии хотя бы для одного класса систем

http://kaf82.mephi.ru/img/se_work.jpg

Существенным моментом является способность системного инженера найти и передать прикладным инженерам инструментарий для совместной работы, начиная с набора знаковых средств (языков моделирования, глоссариев, эвристик), и заканчивая средой совместной работы. Схематично функциональную модель деятельности системного инженера можно представить следующим образом. Таким образом, вместе с процессом системная инженерия привносит в действительность создания сложных систем новую фигуру, обозначенную как «системный инженер», обладающую функцией управления и субъектностью, по отношению как ко всем участникам жизненного цикла, так и по отношению к самому системно-инженерному процессу.

http://kaf82.mephi.ru/img/se_schema1.jpghttp://kaf82.mephi.ru/img/se_schema2.jpg

Область системной инженерии тесно связана с областью проектного управления и проектный менеджер практически ни на одном этапе жизненного цикла сложной системы при принятии решений не может обойтись без участия системного инженера.

http://kaf82.mephi.ru/img/se_pm_auto.jpg

Об актуальности профессии свидетельствуют два факта:

- Осознание большинством крупных отечественных предприятий необходимости в реализации имеющегося научно-технического потенциала в условиях конкуренции на открытом международном рынке

- Важность дополнения базовых компетенций по созданию сложных систем компетенциями по управлению жизненным циклом таких систем для повышения эффективности предприятия в современных условиях

Выпускники найдут себя в проектных и инжиниринговых компаниях, научно-технических центрах, компаниях, управляющих сложными технологическими активами

http://kaf82.mephi.ru/img/organizations.jpg

Технологии учебного процесса и преподавательский состав

Кафедра стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ регулярно организует и проводит открытые лекции известных деятелей науки и представителей высокотехнологичных отраслей экономики Практические занятия проводятся на основе бизнес-симуляторов и командных игр, что позволяет быстро и эффективно закреплять знания по основным профессиональным курсам.

http://kaf82.mephi.ru/img/del_igra.jpg

Обучение по ряду дисциплин проводится на основе сквозного проекта. Например, в курсе «Теория и технологии программирования» студенты получают компетенции по применению современных open-source технологий при создании сложных корпоративных систем путем разработки в течение семестра проекта программной системы. В проекте используются свободно распространяемые технологии: NetBeans, J2EE, PostgreSQL, Archi и др. Преподаватели кафедры занимаются организацией и выработкой технологии практического обучения студентов на основе модели краудсорсинга. Данная модель позволяет успешно решать задачи весьма высокой сложности и ответственности, даже при условии выполнения работ силами студентов, не являющихся ни надежными, ни квалифицированными специалистами. Для выполнения работ студентам предлагаются задачи разного характера и разной сложности - от перевода специальных текстов до разработки программного обеспечения. Заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления, Президент Некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», Советник генерального директора ГК «Росатом», член правления центра стратегических разработок «Северо-Запад» Щедровицкий Петр Георгиевич.

http://kaf82.mephi.ru/img/prep1.jpg

Значительную часть дисциплин по теории управления, системному подходу, управлению жизненным циклом сложных систем и др. читают преподаватели, являющиеся крупнейшими в России методологами, учеными и практиками в области системной инженерии и теории управления.

http://kaf82.mephi.ru/img/prep2.jpghttp://kaf82.mephi.ru/img/prep5.jpg

Сотрудничество с предприятиями в области обучения и проведения практики

На базе кафедры с участием студентов проводятся исследование, разработка и апробация современных методик управления совместной деятельностью гетерогенных коллективов на основе сетевых подходов (совместная разработка, краудсорсинг, концепция социально-инженерной сети) при решении системно-инженерных задач. В настоящее время проводятся открытые мастер-классы и учебные занятия для студентов МИФИ специалистами ведущих компаний отрасли, в частности Департаментом информационных технологий г. Москвы. Совместно с ними реализуются учебные проекты.